Корифеи о ВРЕМЕНИ

Аксенов М. С.
Замалчиваемый русский философ конца XIX— начала XX вв.
Автор "Нет времени", "Трансцендентально- кинетическая теория времени" читать

Аскольдов(Алексеев) Сергей Алексеевич (1871 – 1945)
- русский философ идеалистического направления. Время онтологическое, психологическое и физическое из статьи «Время и его преодоление» http://www.philosophy.ru/library/lang/askold_t.html
Ответить на вопрос, что такое время, - это то же, что ответить на вопрос, что такое изменение
Итак, изменение, или, что то же время, есть прежде всего достояние души. Его содержание прежде всего психологично. И все другие значения времени заимствуют свой смысл именно из этого психологического.
"Время физическое надо строго отличать от времени онтологического, т.е. изменяемости бытия. Что такое физическое время? Это движение, измеренное движением"

 Дэвид Айк   
"Тайны жизни". Глава четвёртая. http://video-stier.blogspot.com/2008/10/blog-post_1715.html  
Прошлое и будущее на DVD-диске
Матрица продает нам иллюзию движения из прошлого в будущее, но на самом деле мы никуда не движемся. «Время» — один из самых эффективных способов нашего порабощения. Единство не имеет времени, и, подстраиваясь под обманчивый процесс перехода из прошлого в будущее, мы утрачиваем осознание Бесконечного.

Барбур Джулиан    (в изложении By Leonardo Vintiñi)
Время - это иллюзия? http://www.epochtimes.ru/content/view/35349/5/
( Англ. http://www.theepochtimes.com/n2/content/view/30858/)
Предложенная Барбуром идея неоднородности времени пытается теоретически объяснить Вселенную, состоящую из множества точек, которые он называет «сейчас».
... в пространстве Вселенной будущее (наше будущее) уже существует, разворачивается, и каждая секунда нашего прошлого также существует, не как память, но как живое настоящее.

Бергсон Анри (1859—1941) Нобелевская премия. Французский философ
(Учение о времени: время как абстракция и время как длительность)
В "Очерке о непосредственных данных сознания" (1899) он заложил основные положения своего учения. Центральным для его философии является понятие времени. Он отличает научное время, которое измеряется часами и другими средствами, и чистое время как динамичный и активный поток событий - поток самой жизни. Это время мы переживаем непосредственно и внутри него иногда возможно действовать свободно. Именно интеллект действует во времени в первом смысле. Он организует и концептуализирует все отдельные сущности, последовательности, состояния и дает реальности ясный и оригинальный аспект, которым она фактически не владеет. Интеллектуализм имеет практическую направленность, позволяет нам выжить, но в то же время, полагает Бергсон, это приводит к философской ошибке, а именно: дает ошибочную картину мира. В реальности нет ни одной "идентичной ситуации", в которую мы верим на основе слов и интеллектуальных определений. На самом деле существует поток изменяющегося опыта, который всегда различен. Это есть то, что представляет реальное время, или "длительность". Оно не простирается через пространство и не измеряется каким-либо хронометром. Оно существует как длительность только потому, что мы сами наблюдаем его.
ДИСКУССИЯ БЕРГСОНА С ЭЙНШТЕЙНОМ http://www.philosophy.nsc.ru/journals/philscience/6_99/10_bergson.htm

Бердяев Николай Александрович
Книга Я и мир объектов. Статья Вечность и время. читать

Борхес Х. Л.
Из книги "Думая вслух" ("Borges Oral") Время   http://www.chronos.msu.ru/RREPORTS/borges_vremya.htm
Таким образом, время представляет собой сущностную проблему. Этим я хочу сказать, что от времени мы не можем абстрагироваться. Наше сознание постоянно переходит от одного состояния к другому, а это и есть время: последовательность

Брайен Грин
автор книги “Ткань Космоса: Место, Время, и Структура Действительности”
(из беседы с репортером Д. Акэнбак) http://www.occams-razor.info/2004/03/the_illusion_of.html
Это - фактически невероятно захватывающий материал. Физики ближе чем когда-либо к тому, чтобы быть способным понять самые фундаментальные тайны жизни. Значения являются ошеломляющими.Одна из более спорных теорий — который все более и более принимается этими теоретическими физиками — то, что то, который мы называем временем, является только иллюзией. Много людей чувствует то же самое, но физики как Грин говорят, что это может быть выведено из Специальной Теории Эйнштейна Относительности. Мимо, настоящее и будущее все одинаково реальны и бесконечны. Но что реально? Это очевидно не, что мы думаем, по крайней мере согласно физикам как Грин. Место реально. Масса и энергия реальны. Сила тяжести реальна. Но время - вероятно только иллюзия.

Бриллюэн Леон
НАУЧНАЯ НЕОПРЕДЕЛЁННОСТЬ И ИНФОРМАЦИЯ   http://ritz-btr.narod.ru/brill.html
Мы можем ходить назад и вперёд, вправо и влево, вверх и вниз. Пространственные компоненты не обладают характером стрелы и координаты х, у, z обратимы. Это неверно в отношении времени, как показывает многовековой человеческий опыт.
Время никогда не шло вспять, и можно с уверенностью думать, что вспять оно никогда не пойдёт

 Вернадский В.И.  Проблема времени в современной науке. Часть 1, 2, 3, 6
http://oko-planet.su/science/sciencenonclassic/49671-vi-vernadskij-problema-vremeni-v-sovremennoj.html
Текст являет собой доклад, прочитанный В.И. Вернадским на общем собрании Академии наук СССР 26 декабря 1931г.,

 Викторов Н. A.   -лауреат  Ленинской и Государственных премий. Его статья  ВРЕМЯ - СЧЕТНАЯ ФУНКЦИЯ ОТНОСИТЕЛЬНОГО СОПОСТАВЛЕНИЯ СОБЫТИЙ  не должна остаться без нашего внимания.

Гарднер Мартин
Может ли время идти вспять? Перевод В. Скурлатова      http://arbuz.uz/s_time.html
Сегодня никто не может предсказать, к чему в конце концов приведут новые данные о том, что для некоторых из множества взаимодействий элементарных частиц существует стрела времени. Узнаем ли мы, какая из двух возможностей истинна? Или, как мыслилось Платону, поток существования несет нас в будущее, которое в некотором смысле уже существует. Иными словами, история — это уже отснятая кинолента, проецирующаяся на четырехмерный экран нашего пространства-времени для развлечения или назидания некой непостижимой аудитории. Или же будущее открыто и не предопределено и не существует ни в каком смысле до тех пор, пока оно действительно не наступает?

Т. Гоббс (1588 — 1679),
Основы философии.
Часть 1 О теле. http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000610/index.shtml
Английские философы, утверждали опытное происхождение всякого знания о мире. Но все же время у Гоббса существует не в природе, не вне нас, "а только в мышлении нашего разума".
Нельзя себе представить, будто что-либо движется вне времени, ибо время есть, согласно определению, образ (phantasma), т. е. понятие, движения. Представлять себе, будто что-нибудь движется вне времени, значило бы поэ­тому представлять себе движение без понятия движения, что невозможно
Так как время является образом движения, то оно измеряется только посредством какого-нибудь наличного движения, например на часах - по­средством движения солнца или часовой стрелки. Если какие-нибудь другие движения начинаются одновременно с этим движением и прекращаются одновременно с ним, то считается, что они обладают одинаковой продолжи­тельностью
Время обозначают не в виде одной лишь простой линии: для его обозначения требуется еще нечто равно­ мерно движущееся по этой фактической или по предполагаемой линии. Ибо время есть образ движения, поскольку мы представляем себе в последнем раньше и позже, или последовательность. Поэтому для обозначения времени недостаточно лишь описать линию: мы должны одновре­менно мыслить предмет, движущийся по этой линии, и притом движущийся равномерно, так, чтобы мы в зависи­мости от потребности могли делить и соединять время.
Если философы в ходе своих доказательств чертят линию и утверждают, что эта линия должна означать время, то это равнозначно утверждению: понятие равномерного дви­жения по этой линии должно означать время. Так, окруж­ности циферблатов, хотя они и представляют собой линии, недостаточны для определения времени: для этого требу­ется еще движение чего-нибудь, например тени или стрелки.

Гриффитс Джей
"Тик-так: взгляд на время со стороны" Жизнь слишком коротка…  http://www.ozon.ru/context/detail/id/2610449/
Джей Гриффитс раскрывает политическую (ключ слово политическую) суть линейного (линейного в других книгах), механистического, глобального (в другом описании глобального) времени индустриальной (индустриальной в других книгах) культуры и противопоставляет ей мириады времен, укорененных в природе и знакомых аборигенам. Принцип "Время - деньги" лежит в основании всей философии потребления. Эта вездесущая ложь омрачает настоящее пустой и неотступной заботой о завтрашних приобретениях, побуждая одновременно расточать и копить в надежде на будущее счастье. И вы постоянно думаете о том времени, когда заполучите наконец все..

Гросс Дэвид Институт теоретической физики Кавли, Калифорния, США.
нтервью «Элементам»
Грядущие революции в фундаментальной физике http://elementy.ru/lib/430177?page_design=print#13
Глава Пространство-время обречено! Читать главу

Кант Эммануил (1724-1804)
Критика чистого разума Глава вторая. О ВРЕМЕНИ   http://psylib.org.ua/books/kanti02/txt04.htm
Время не есть нечто такое, что существовало бы само по себе или было бы присуще вещам как объективное определение и, стало быть, оставалось бы, если отвлечься от всех субъективных условий созерцания вещей.
Время есть не что иное, как форма внутреннего чувства, т.е. созерцания нас самих и нашего внутреннего состояния.
Время есть априорное формальное условие всех явлений вообще
Если мы возьмем предметы так, как они могут существовать сами по себе, то время есть ничто,

Кастельс Мануэль
Книга "Пролог" (социологич.) http://www.archipelag.ru/geoeconomics/soobshestva/power-identity/castells/
Время, история и общество
Мое утверждение состоит в точности в том, что социальное господство осуществляется посредством избирательного включения или исключения функций и людей из различных временных и пространственных рамок.
Виртуальное время
Культура реальной виртуальности, ассоциированной с электронно-интегрированными мультимедийными системами, как утверждалось в главе 5, вносит двоякий вклад в преобразование времени в нашем обществе: в виде одновременности и вневременности.

Мак-Таггарт. Дж. (1866 - 1925) Одна из современных попыток отрицания объективности времени. Он выделяет у времени два аспекта: “А- -серию” и “В-серию”. Популярным в XIX в. стало доказательство Мак-Таггартом не­реальности времени. Он не считает свой вывод о нереальности вре­мени, получивший название "парадокс Мак-Таггарта", открытием в философии, напоминая, что до него к такому же выводу приходи­ли Спиноза, Кант, Гегель, а из современных ему мыслителей — Бредли. Однако Мак-Таггарт считает, что суждения, на основании которых он приходит к утверждению, что время нереально, до него не приводились ни одним из перечисленных философов . Хотя Мак-Таггарт и претендует на уникальность своего способа доказательст­ва нереальности времени, однако схожие элементы доказательства нереальности времени можно обнаружить в дискуссии о времени, имевшей место между вайбхашиками и саутрантиками в Древней Индии, а также у элейцев и скептиков
В своей книге «Нереальность времени» («The Unreality of Time») английский философ Джон Эллис Мак-Таггарт разделяет время на два ряда: ряды А и Б. Ряд А описывает события в терминах абсолютного времени (прошлое, настоящее и будущее), а ряд Б описывает их относительно (до и после). Мак-Таггарт утверждает, что ряд А логически противоречив и от такого рода описания событий во времени необходимо отказаться, а ряд Б недостаточен для настоящего понимания феномена времени. Мак-Таггарт делает вывод, что, следовательно, время не является чем-то реальным. Другие же философы, а также физики высказали возражения на это утверждение. Они считают, что оставшийся ряд Б—это все, что необходимо для построения полной теории времени, которую иногда называют Б-теорией.

Лосев А.Ф.. Античная философия истории - http://biblioteka.org.ua/book.php?id=1120000979&p=3
в 2, 3, 4 главах много о времени

Мерло-Понти М.
Временность. http://philosophy.allru.net/perv235.html
Рассматривая время как некий объект, нужно будет сказать о нем то же, что было сказано о других объектах: оно имеет смысл для нас только потому, что составляет наше бытие. Слово "время" обладает для нас значением только потому, что мы существуем в прошлом, настоящем и будущем. Время - это буквально смысл нашей жизни и, как и мир, доступно только тому, кто в нем расположен и совпадает с его направлением.

Пенроуз Р.
Фрагменты из книги "Новый ум короля" http://sceptic-ratio.narod.ru/po/kn2.htm
Глава Течение времени
Главным для нашего осознания бытия является ощущение движения времени

Прайор Артур Н. http://www.ruthenia.ru/logos/number/2000_2/08.html
Предтечи временной логики фрагмент из книги “Прошлое, настоящее, будущее”
1. МакТаггарт: А-серия (прошлое, настоящее, будущее) и В-серия (раньше, позже).
Широко распространенное понятие “временная логика” относится к сравнительно новой дисциплине. Стоит рассказать об истории ее возникновения, благо с тех пор прошло немного времени, и она может быть точно восстановлена. В известном смысле отцом-основателем современной временной логики является Дж. Н. Финдли,
Физические представления о времени http://www.acmephysics.narod.ru/glas_naroda/glas.htm

 Пригожин Илья— нобелевский лауреат, один из основателей новой, но уже успевшей занять важное место в системе наук дисциплины, исследующей сложные неравновесные системы — синергетики, она же - теория необратимых термодинамических процессов. Его книга, вышедшая на русском языке в 1985 г., называется От существующего к возникающему: время и сложность в физических науках
И начинается она так: «Это — книга о времени.  Ей вполне подошло бы название «Время — забытое измерение».

Смит К. Н. (J. C. N. Smith)
ILLUSION AND REALITY http://sites.google.com/site/smithjcn/time Vienna, Virginia 2008
"я полагаю, что единицы, которые мы обычно используем, чтобы измерить затраченное время, то есть, наши традиционные единицы времени, являются, фактически производными единицами на стадии изменений, а не независимыми, фундаментальными единицами."
Читать в переводе ИЛЛЮЗИЯ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ Нетрадиционный, но конструктивный взгляд на Фундаментальную Природу Времени

Сорли (Amrit Srecko Sorli)
http://wbabin.net/sorli/sorli12.pdf
Relation between Time, Mind and Consciousness Отношение между Временем, Наблюдателем и Сознанием (перевод)
"Время существует только когда мы измеряем его; время - модель ума..."

Тейлор Э.Ф., Уилер Дж.А.
Физика пространства-времени.  http://www.burnlib.com/x/teiylor-e-f-uiler-dzh-a-fizika-prostranstva-vremeni/  
считает возможным выразить отрезки времени в единицах длины, как и любые физические характеристики всех природных явлений; мы не прибегаем к этому способ считает он, лишь потому, что нас вводит в заблуждение исторически сложившаяся научная терминология. Меж, тем измерять пространство-время в трех направлениях сантиметрах, а в четвертом — в секундах не менее нелепо говорит ученый, чем высчитывать длину самой обычной дороги в метрах, а ширину — в футах.

Уитроу Дж.
http://www.i-u.ru/biblio/archive/uitrou_estestvennaja/05.aspx
VI . Природа времени
1. Обращение времени и асимметрия времени
Хотя мы отвергаем точку зрения Брэдли (и других идеалистических философов) о том, что время не имеет в конце концов смысла, наш анализ пространственно-подобных траекторий на диаграмме Минковского помогает нам понять его точку зрения, согласно которой мы не можем автоматически считать, что явления существуют, если только они находятся во временном отношении с нашим миром

Хайдеггер Мартин (1889 - 1976)
многие считают его одним из титанов философии 20 века. Всемирную известность принесла ему опубликованная в 1927 г. книга "Бытие и время"
http://filosbank.narod.ru/Fails/Knigi/Htm/Xeidegger.htm  «Время и бытие» – это доклад Хайдеггера, прочитанный 31 января 1962 года в возглавляемой Е.Финком школе Studium Jenerale в университете Фрайбурга.
В набросках основного сочинения Хайдеггера «Бытие и время» была глава, которая называлась «Время и бытие». Это был 3-ий раздел 1-ой части, который Хайдеггер так и не дописал в двадцатые годы. В 1927 году «Время и бытие» в составе «Бытия и времени» опубликовано не было.

Фейнман Ричард  
  Различие прошлого и будущего   http://znaniya-sila.narod.ru/discovery/physical_law_05_0.htm
 Вот что утверждается в переведенных чуть ли не на все языки мира «Фейнмановских лекциях по физике»: «С помощью уравнений... природа говорит нам, что время равнозначно пространству; время становится пространством; их надо измерять в одинаковых единицах...»

Хоуп Влад
Загадки времени   http://zhurnal.lib.ru/g/gopak_w_w/time.shtml
Время не напрасно хранит свои тайны, если бы люди так просто могли перемещаться во времени или хотя бы приоткрыть завесу будущего, то наш мир перестал бы существовать, в привычном нам виде.

Эмпирик (начало II века) — древнегреческий врач и философ
Глава 19. О времени   http://www.i-u.ru/biblio/archive/emperik_2/06.aspx
...Но говорить, будто что-нибудь происходит из несуществующего и переходит в несуществующее, бессмысленно. Значит, время не является происшедшим и преходящим. Если же оно не является ни непроисшедшим и непреходящим, ни происшедшим и преходящим, то оно вообще не существует.

Высказывания о времени незаангажированных, самодостаточных авторов:

Антифон  Время есть мысль или мера, а не сущность.
Аристотель Среди неизвестного в окружающей нас природе самым неизвестным является время, ибо никто не знает, что такое время и как им управлять.
Зенон Китийский  Время - это расстояние движения.
Птаххотеп, древнеегипетский мыслитель(ок. 2650–2600 до н.э.). Он писал: "Не умаляй времени следования желаниям, ибо растрачивание времени впустую противно духу."
Циолковский К. Время, возможно, существует, однако, мы не знаем, где его следует искать.
Толстой Л. Н. Время есть бесконечное движение, без единого момента покоя - и оно не может быть мыслимо иначе
Бергсон А. Время представляет собой случайное качество вещей: это ясно прежде всего из того, что оно не есть нечто существующее само по себе, но лишь приписывается вещам мышлением или разумом, поскольку вещи мыслятся с точки зрения того, в состоянии ли они сохраняться дальше или должны прекратить свое существование, может ли быть их жизнь более или менее продолжительной, и имеют ли они, имели или будут иметь бытие.  
 Гассенди П. Для измерения длительности любой вещи мы сопоставляем данную длительность с длительностью максимально интенсивных и равномерных движений вещей, из которой складываются годы и дни; вот эту-то длительность мы и именуем временем. А посему такое понимание не добавляет к длительности, взятой в общем ее смысле, ничего, кроме модуса мышления.   
Декарт  "Время, которое мы отличаем от длительности, взятой вообще, и называем числом движения, есть лишь известный способ, каким мы эту длительность мыслим  Длительность — атрибут, под которым мы постигаем существование сотворенных вещей так, как они пребывают в действительности…"
Плотин  Время не есть что-то объективное и реальное, оно не субстанция, не акциденция, не отношение, а субъективное условие, по природе человеческого ума необходимое для координации между собой всего чувственно воспринимаемого по определенному закону и чистого созерцания.
Кант И  Время… является измерением длины подобной жизни; эта длина развертывается в бесшумно наступающих изменениях, которые протекают равномерно.
Циолковский К. Время, возможно, существует, однако, мы не знаем, где его следует искать. Если время существует в природе, то оно еще не открыто...  
Маркес Г. Не плачь, потому что это закончилось. Улыбнись потому что это было
Грин А.   Жизнь знает не время, а дела и события
Фуко М. французский философ  Время… никогда не может быть иным, кроме как моментом сознания
Время есть величайшая иллюзия. Оно есть только внутренняя призма, через которую мы разлагаем бытие и жизнь; образ, под которым мы постепенно видим то, что вневременно, в идее  
А. Амиель  На самом же деле никакого времени не существует, нет никакого “завтра”, есть только вечное “сейчас”
Исаак Ньютон в своих "Математических началах" 1687 года различает:
1. Абсолютное, истинное, математическое время, иначе называемое длительностью.
2. Относительное, кажущееся или обыденное, время — это мера продолжительности, употребляемая в обыденной жизни: час, день, месяц, год
Гегель в "Энциклопедии философских наук" само время отождествлял с развитием, становлением: "… Не во времени все возникает и проходит, а само время есть это становление, есть возникновение и прехождение